idelsong: (Default)
[personal profile] idelsong

Возвращаясь к посту про леорера. 

Который уж раз я, к сожалению, убеждаюсь, что злословие привлекает намного больше комментов, чем, скажем, пост о конфликте Гладстона и Дизраэли по болгарскому вопросу. 

Как всегда, жена была права, когда советовала не помещать этот пост. Я хотел заступиться за своего друга и продемонстрировать совковые корни многих русских левых, но совершенно не хотел вызвать хунвэйбинский ритуал всеобщего оплёвывания. 

Относительно фактической стороны дела. Леорер спутал две совершенно разных истории. 

Натив - достаточно засекреченная в те времена организация, отвечавшая за контакты с евреями за железным занавесом. Эта организация не занималась шпионажем, и как огня боялась любых обвинений в этом направлении. В 1954 Израиль попал в очень неприятную историю в Египте, где были задействованы египетские евреи и Мосад, и с тех пор табу на шпионские контакты с еврейскими массами в диких странах стало железным. 

Натив организовывал контакты, снабжал сионистской литературой и учебниками иврита. За пределами железного занавеса такая деятельность была бы совершенно легальной, но в СССР это, конечно, был криминал. Власти, однако же, стеснялись шить на эту тему политические статьи (чтобы не афишировать, что учевники иврита - это криминал), и старались сажать активистов, имеющих реальные контакты с Нативом, по подложным статьям. Сашу Холмянского (реально руководившего сетью преподавателей иврита в провинции) судили за найденный при обыске пистолет. Но, поскольку исполнение провокаций было возложено на милицию, а она не хотела или не умела делать это как следует - в конце концов ему дали 2 года за хранение патронов: пистолет к делу приобщить не удалось. Позже они нашли более беспроигрышный вариант: наркотики. Подкинуть наркотики под матрас в детскую коласку нетрудно, серийного номера на них нет. Так арестовали Эдельштейна и Магарика. 

Что же касается сбора информации, это леорер путает с историей Щаранского. У Натива была четкая установка: он не только не занимается шпионажем, но и категорически не участвует ни в какой политической деятельности в СССР. Его интересует еврейская эмиграция, а не изменения в политическом строе. 

Поэтому они крайне рекомендовали еврейским активистам держаться подальше от правозащитников и диссидентов. 

Щаранский, вопреки рекомендациям Натива, организовал активные контакты с правозащитным движением и с американцами. 

Среди разнообразных активностей была и такая: многие люди получали отказ по секретности несмотря на то, что всю жизнь проработали на предприятиях или в институтах совершенно открытых, более того, имевших контакты с внешним миром (например, научные). Щаранский составлял списки таких учреждений с целью сделать это достоянием гласности: с одной стороны, например, институт биохимии контактирует с мировой наукой, напирая на но, что занимается чистой наукой, а с другой - его бывшему сотруднику отказано в выезде в связи с секретностью. 

Если уж искать израильские аналогии, эта деятельность слегка напоминает деятельность израильских левых организаций, выискивающих фирмы, расположенные на "оккупированных территориях" с целью бойкота. 

Такая деятельность тоже вполне легальна в большом мире, но, конечно, в климате СССР вполне тянула на шпионаж. Шаранскому и дали полноценных 10 лет за шпионаж. 

Поправьте меня, участники событий, если я где-то неточен в деталях.

 

Date: 2010-08-12 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] yaqir-mamlal.livejournal.com
Саше дали 1,5 года, Щаранскому 13 лет.

Date: 2010-08-12 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] yaqir-mamlal.livejournal.com
Еще справедливости ради можно отметить, что пистолет Саше сняли из обвинения не потому, что милиция облажалась по мелочам с номером агрегата или еще в каких-то деталях. Саша много месяцев держал голодовку, терпел ежедневную муку с принудительным зондом и отказывался от любого сотрудничества со следствием. При таком одиозном обвинении и учитывая политическую важность процесса им было нужно, чтобы он им хоть немного помог. Но он держался, и они отказались от соблазнительной идеи повязать сионизм на террор.

Надо сказать, что это даже и для 1984 года была слишком смелая с их стороны идея, удивившая всех нас тогда (с наркотиками действительно намного проще), а в 1985-м, ближе к процессу над Сашей, их творческий замысел выглядел уже совсем атавизмом каким-то. Плюс Саша оказался человеком несгибаемым. Пришлось поменять сценарий.

Date: 2010-08-12 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Конечно.

Date: 2010-08-12 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] ile-eli.livejournal.com
Ну, с деталями (как этот пистолет из-под шкафа доставали) там тоже прокол вышел. То есть, полная лажа.

Date: 2010-08-12 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] yaqir-mamlal.livejournal.com
Это никому бы не помешало в отсутствие других обстоятельств.

Date: 2010-08-12 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] geshulka.livejournal.com
обалдеть. это я не про Натив, как ты понимаешь, а про леорера. он последнее время много зажигает, так в одном месте кто-то написал, что он раньше был вполне нормальным, и что-то с ним сделалось. видимо, действительно, что-то сделалось, если человек спокойно рассказывает, как беседовал с гэбистом, на все вопросы ответил и даже удовольствие получил... узрел, типа, что пальцев на самом деле три... или сколько там герой Орвелла их увидел?

Date: 2010-08-12 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Не сочиняй, он нигде не говорит, что он получил удовольствие от разговора.

Был, надо полагать, удовлетворен тем, что за разговором не воспоследовали неприятности. По его словам, и у других тоже. И что КГБ-шники отвязались.

Date: 2010-08-12 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] geshulka.livejournal.com
да, это я уже придумала, ты прав. случилась со мной некоторая сильная эмоция, попытаюсь передать в словах:

Для меня это все, как ты понимаешь, игра воображения и не больше, но мне почему-то кажется, что подобные беседы были для людей очень мучительны и страшны, и им потом бывало очень стыдно вспоминать о том, что такое вообще имело место, потому что, конечно, в таких ситуациях вести себя "геройски" легко было только людям, которые уже в любом случае были вне закона, остальным приходилось так или иначе прогибаться под этот террор, не станешь же всю свою жизнь пускать под откос ради того, чтоб отказаться отвечать на несколько вопросов. Так что сам факт, что человек не делает из этого секрета, да еще и говорит, что беседа прошла в теплой и дружественной обстановке, уже вызывает муражки по коже - это звучит, как женщина со смехом рассказывающая, как над ней надругались.

Date: 2010-08-12 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] geshulka.livejournal.com
и он-таки пишет, что побеседовал очень по-доброму. с добрым дядей из первого отдела, б-р-р-р.

Date: 2010-08-12 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Одну мою знакомую пытались вербовать в 1990 году, когда, казалось бы, уже Советской власти-то почти не было.

У нее не хватило смелости послать его по адресу, она зачем-то пошла на встречу с КГБ-шником (понимая, что сотрудничать ни при каких обстоятельствах не будет). По дороге села новым пальто на окрашенную скамейку. Соответственно, на встречу явилась в полосатом патьто, а в процессе разговора хлопнулась в обморок. На этом он от нее отвязался.

Date: 2010-08-12 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] geshulka.livejournal.com
естественно, человеку было страшно отказаться. Ведь все были запуганы на генетическом уровне, за несчастные два-три года перестройки оно не могло выветриться...

короче, ты меня понял.

Date: 2010-08-12 04:00 pm (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Геш, есть еще большое пространство между героизмом и сотрудничеством.
Я вот, помнится один раз беседовала с Гебешником. Очень мило, кстати. На вопросы его о моих делах и друзьях, я просто удивилась: "Неужели вы думаете, что с вами я буду это обсуждать?"
Я тогда еще не собиралась уезжать. Немного поговорил со мной о евреях, типа, предатели едут за импортными шмотками. (Это 70-е годы еще были, потом поехали за колбасой). А я ему говорю - угу, там война, пустыня, государство в стадии возрождения, они просто как герои целинники! А у вас вот тоже импортные ботиночки.
Неприятно было, конечно с ним беседовать. Но ничего я ему не рассказывала ни про себя, ни про других. И ничего мне не было.
Это очень частый прецедент там был. Главное было не бояться и не соглашаться на сотрудничество. Они отставали.

Date: 2010-08-12 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] geshulka.livejournal.com
какая ты смешная, право. тебе легко было ничего не бояться, ты же не была честной комсомолкой, и чего, интересно, тебе было терять? Большинство людей совершенно не было приспособлено к такой конфронтации, и те, которым не повезло в нее вляпаться, по-разному, я уверена, себя вели, и это понятно. в том-то и ужас был того строя, что он тебя постоянно вынуждал на подлости.

Очень многое я помню из рассказов Е.А., как она дорабатывала до пенсии в своем институте. она не осуждала даже тех, кто на нее стучали, потому что понимала, что их к стенке приперли и руки выкрутили, поманили заветным желанием. И сколько на весь институт нашлось людей, которые по-человечески себя вели? один слесарь и двое-трое научных работников. что же, остальные все подлецы? нет, просто власть подлая была.

Date: 2010-08-12 04:41 pm (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Да нет же Геш. Я была комсомолкой. Только потом забыла перевестись по месту новой работы, и выбыла за неуплату взносов. Гебешник вообще вызвал меня на разговор через отдел кадров моей работы.
Ну, да, я, конечно крутилась с диссидентами, делала Хронику. Но это властям было неизвестно. Я понимаю, что психологически мне было легче. Но приставали очень ко многим, и очень многие их посылали, с большей или меньшей степенью вежливости.
Не 100% стучало.
Те, которые изображали героев с ГБ начинали ругаться. Но толку в этом никакого не было, на самом деле. Только для самоутверждения.

Date: 2010-08-12 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] geshulka.livejournal.com
та еще ты была комсомолка, прямо скажем.

конечно, не 100% стучало, я этого не говорила. Да и вышеупомянутый Л. не стучал, а просто согласился пообщаться и ответить на вопросы. все, что я хочу сказать, что для того, чтоб послать гебиста, нужно было быть человеком внутренне крепким, и не все были такие крепкие. и есть разница между тем, чтоб не суметь послать гебиста по причине душевного смятения и вспоминать об этом всю оставшуюся жизнь, как об омерзительном эпизоде (и ведь у всех у нас есть такие эпизоды, только не у всех они связаны в ГБ), и между тем, чтоб спустя годы выдавать такое буээ в открытом доступе.

Date: 2010-08-12 05:08 pm (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Тоже верно.

Date: 2010-08-12 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] boruch.livejournal.com
Знаете, Нехама, я вот попадал на беседу в гебуху, по какому-то ничтожному поводу, сейчас и не припомню, по какому, какой-то мелкий клерк пробубнил пару дурацких вопросов, поинтересовался самочувствием, учебой (дело было после армии, я восстановился в институте), уточнил по-прежнему ли я сирота и живу с бабущкой, ничего конкретного не спрашивал, никакими именами не интересовался, никакими событиями. Минут двадцать вся недолга, может полчаса. Подписал пропуск и отпустил. По сю пору я иногда думаю: на кой вызывали? Я вообще был комсомолец как комсомолец, никакого иврита, никаких других затей. Ну самиздат, но его кто только не читал тогда-не имел-не хранил. Из самиздата у меня имелись стихи Глазкова и сборник текстов Высоцкого

Единственная версия: по армейской службе я имел допуск к секретным материалам и в армии же прямо отказался вступить в КПСС, когда предложили, может так, поглядеть, то за зверюшка, позвали? странной организацией была гебуха, как по мне.

Date: 2010-08-13 09:56 am (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Может быть, большинство бесед имеет психологический характер - выяснить годится ли клиент на роль осведомителя. И не обязательно ему для этого задавать какие-то особые вопросы. Часто видно довольно быстро.
Один мой знакомый на мехмате попал в их ловушку. Он не очень очевиден с первого взгляда. Типа - математик, на все вопросы дает взвешенный ответ и не дергается. Так ему предложили стучать, а он сказал что подумает. Это была страшная ошибка. Он думал, что так вот, думая, дотянет до конца учебы. А его, когда они поняли, что голову морочит, ухитрились завалить на последнем экзамене. Хотя, все кончилось благополучно, он ухитрился какой-то другой курс сдать вместо этого.
Но если бы сразу сказал: "Не хочу, не буду" - без объяснений, никто бы ничего ему не сделал. Не было у них интереса просто так человека третировать, и они сами понимали, что порядочный человек не станет с ними дело иметь. А поэтому искали непорядочных или таких, которых можно взять на мушку.

Date: 2010-08-13 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] sozertsatel.livejournal.com
Да-да-да, я все время об этом думала, когда комментарии к тому посту читала. Именно так.

Простите за резкость...

Date: 2010-08-12 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] krupelega.livejournal.com
Знаю,что многих шокирует резкость. Но леорер-мразь, гнида и генетически сформированный предатель.
Для такой характеристики достаточно было один раз столкнуться с этой гнусью, поражённой врождённым анатомическим дефектом лоботомика. Я имела несчастье через френда выйти на пост леорера о Холокосте. Кроме омерзения этот недочеловек ничего не вызывает. Была поражена, что даже левые юзеры содрогнулись и назвали его пост мерзостью. Не думаю,что эта мразь может родить что-то другое.
Странно, что людей тянет к его тупой демагогии.

Date: 2010-08-12 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] mar-shim.livejournal.com
В общем так, и не только "Натив рекомендовал еврейским активистам держаться подальше от правозащитников и диссидентов" - это были естественные настроения, типа "мы не вмешиваемся в ваши дела - это не наша страна".
Я всё ждал упоминания леорером Щаранского (а он не только не преподавал иврит, но и щас не очень выучил:). Но зачем детали, если можно всех под одну гребёнку...

Date: 2010-08-12 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] reu-k.livejournal.com
а шоза леорер?
ссылочку, пжста, жж должен знать своих героев!:)

Date: 2010-08-12 10:53 pm (UTC)
From: [identity profile] boruch.livejournal.com
Лучше вам не знать о нем и дальше, не думаю, что это украсит ваш мир.

Date: 2010-08-12 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] boruch.livejournal.com
Ээээ, я чего сказать хотел. Вот я пару раз упоминал любимого нами одного, ну ты понял.

А потом подумал: вступая с мудаком в заглазные споры, не прибавляю ли я ему внутренней значимости? И перестал упоминать. Не по подобной ли причине евреи стараются не поминать Того Человека?
Гриш, забей и хрен бы с ним, оно того не стоит.

Date: 2010-08-13 09:57 am (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Ага.

Date: 2010-08-13 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] moomzik.livejournal.com
уважаемый idelsong,
не комментируют - это не значит, что не читают
я, например, читаю с удовольствием
и то, что Вы вступаетесь за друга, это очень прекрасно, тем более, что для этого приходится посещать крайне неприятные места

Date: 2010-08-13 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] sozertsatel.livejournal.com
А жена всегда права. Особенно эта конкретная жена. :))

Date: 2010-08-28 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] nebotticelli-xl.livejournal.com
1. О Нативе все верно. Имел с ними дело, и довольно плотно.
2. Я преподавал иврит, но уже в вегетарианские времена, с 1989 до отъезда в 1992. последние полтора года рукой водил сетью ульпанов в Днепре и окрестностях. איגוד המורים. если слышали. С гебешниками общался дважды. на конкретные вопросы вежлмво отвечал; "наверняка ваши информаторы в наших группах все это уже вам рассказали".
3. А журнал Леорера ни разу не видел. Счастливый я, или потерял чо в жизни...

Profile

idelsong: (Default)
idelsong

June 2013

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2025 11:56 am
Powered by Dreamwidth Studios