(no subject)
Nov. 22nd, 2009 05:13 am
Эсав пренебрёг первородством <то тесть двойной долей в наследстве>, так как увидел, что его отец небогат. И многие удивляются этому, ведь Авраам оставил ему большое наследство, как будто не видели в наши дни такого, чтобы человек был богат в юности и обеднел к старости. Ицхак потому и любил Эсава, что нуждался в нем. Если бы Эсав имел вдоволь хлеба в доме отца, разве соблазнился бы он чечевичной похлебкой? И если бы отец его каждый день ел яства, зачем бы ему посылать Эсава на охоту? И почему у Яакова не было красивых одежд? И почему мать не дала ему в дорогу серебра и золота, как он говорит: Берешит 28:20) «и даст мне <Всевышний> хлеб, чтобы есть, и платье, чтобы облачиться»? И почему она не послала ему денег, притом, что любила его, а он нуждался настолько, что пас овец? А то, что сказано про Ицхака «И великим стал муж» - это до его старости. А слепые сердцем думают, что богатство приходит к праведникам. Пример Элияhу докажет им, <что это не так>. И еще спросят, почему Всевышний лишил Ицхака богатства. Пусть лучше объяснят, почему Он лишил его зрения. И пусть не сталкивают нас в область драша. Во всем этом есть глубокая тайна, и не в силах человека ее осмыслить. А другие скажут – вот, овцы у него были, ведь Ривка велела Яакову пойти к овцам (Берешит 27:9). Может быть, осталось у него немного скота, а может быть, «Пойди к овцам» означает: пойди в место, где продают овец.
Рамбан дословно цитирует весь этот комментарий и спорит, даже смеется над ним:
…Я поражаюсь, кто ослепил глаза его разума. Ведь, если так, придется сказать, что Авраам оставил Ицхаку богатство, затем сразу Ицхак обеднел <и тут-то Эсав пренебрёг первородством>, затем снова разбогател в земле филистимлян, а затем, к старости, снова обеднел и захотел полакомиться плодами охоты. Я говорю это все с насмешкой.
А в действительности праотцы наши были богаты как цари, и встречались на равных с царями…
Нищий Ибн Эзра проецирует на Ицхака свою бедность. И ему важно подчеркнуть, что бедность – следствие непостижимой Божественной воли. А Рабман, встречавшийся с царями, проецирует на Ицхака этот свой опыт.