(no subject)
Sep. 27th, 2008 11:13 pmВ Мишне Сота говорится, что молиться можно на любом языке. А в Гемаре (Сота 33а) приводится возражение от имени р. Йеhуды – не надо человеку обращаться с личными просьбами по-арамейски, как сказал р. Йоханан: «Если человек обращается с личными просьбами на арамейском языке, ангелы не помогают ему, так как ангелы не знают <или не признают> арамейского языка». Резюме Гемары, что общественная молитва не нуждается в помощи ангелов, и поэтому ее можно произносить на любом языке, а личные просьбы – нуждаются, поэтому с личными просьбами стоит обращаться только на иврите.
Рамбам обходит эту тему стороной – видимо, ему совсем не нравится идея помощи со стороны ангелов. Рош считает, что речь идет не обо всех иностранных языках, а именно об арамейском: ангелы его не но, чтобы не знают, но брезгуют им, как испорченным ивритом.
Основная точка зрения, однако же, что речь идет обо всех иностранных языках. И ставят трудность: как же повсеместный обычай, что женщины молятся на иностранных языках <так как не знают иврита>? И дают ответ: даже если молятся в одиночку, но по установленному общественному тексту – это общественная молитва, допустимая на любом языке (Бейт Йосеф О.Х. 104:4).