idelsong: (Default)
idelsong ([personal profile] idelsong) wrote2008-06-05 10:55 am

(no subject)

 Вспоминаю нашу последнюю встречу тревожной весной 1941-го, за три недели до начала войны. Тынянов жил тогда в Пушкине, в писательском доме творчества, на бывшей даче А. Н. Толстого. В саду цвели нарциссы и тюльпаны. Мебель в гостиной была из красного дерева, на стенах висели картины. Все казалось мирным. Юрий Николаевич ласково улыбался. А говорили мы, разумеется, о войне. Помню, Тынянов сказал: «Может быть, в Германии отвратительного вида революция?..» Он все же был воспитан на логике прошлого века: ему представлялось невозможным оглупление большой цивилизованной страны.


Эренбург. Люди, годы, жизнь кн. 5

[identity profile] crusoe.livejournal.com 2008-06-05 08:37 am (UTC)(link)
Это очень интересно. Тынянов, один из первых филологов своего времени, отрабатывает позитивную коннотацию слова "революция" - советский словарь.

А ведь в Германии действительно произошла революция, если понимать это слово не по современному Тынянову Ушакову (Революция - , революции, ж. (латин. revolutio - переворот). переворот в общественно-политических отношениях, совершаемый насильственным путем и приводящий к переходу государственной власти от господствующего класса к другому, общественно-передовому классу...) а, например, по Далю:

РЕВОЛЮЦИЯ ж. франц. переворот, внезапная перемена состоянья, порядка, отношений; смута или тревога, беспокойство. Революция в погоде, в пищеварении, в общественном мнении, переворот. | Смуты государственные, восстание, возмущенье, мятеж, крамолы и насильственный переворот гражданского быта. Генерал от революции, бран, прозвище людей, бессмысленно стремящихся ко всеместным крамолам и переворотам. Революционный, к сему относящ. Революционер, -нерка, смутчик, возмутитель, крамольник, мятежник.

[identity profile] idelsong.livejournal.com 2008-06-05 09:20 am (UTC)(link)
Оффтопик.

Ваша поездка в Израиль отменилась или еще грядет? За последнее время я побывал в новых потрясающих местах и был бы рад их Вам показать.

Я буду за границей (на Рижском взморье) 20-30 июля.

[identity profile] crusoe.livejournal.com 2008-06-05 10:34 am (UTC)(link)
Увы, всё рухнуло. Поначалу приспела необходимость менять персонал, потом - офис, потом началась какая-то несвойственная началу года деловая активность; короче говоря, все поездки были мною отменены, семью выслал в Барселону, а сам работал, работал и работал. Раньше августа просветления не видать; возможно, что попробую осенью (в октябре). К тому времени и визу уже отменят. А в августе покатаюсь по Каринтии.

[identity profile] yyi.livejournal.com 2008-06-05 01:47 pm (UTC)(link)
с одной стороны - да. но как раз читаю фон Хайека, и впечатление что не такая уж внезапная и даже не такая и перемена - скорее естественное развитие по заложенной логике.

[identity profile] crusoe.livejournal.com 2008-06-05 07:24 pm (UTC)(link)
Конечно, здесь важно субъективное впечатление: с какой скоростью для наблюдателя течёт время и на что он более обращает внимание. Так, веймарские свободы были демонтированы очень скоро после прихода Гитлера к власти. Сползание в войну произошло хоть и с нарастающей скоростью, но постепенно. Насколько я вижу по мемуарам, люди поначалу увидели некий скачок, некоторое революционное изменение именно в мгновенном установлении - даже кристаллизации - какой-то твёрдой и определённой власти из каши с бесконечными выборами и метаниями поздней веймарской системы.

[identity profile] yyi.livejournal.com 2008-06-05 07:35 pm (UTC)(link)
с другой стороны, из-за веймарского демократического бардака плюс уже имеющейся центральной роли государства и всеобщей зависимости от него, народ в принципе жаждал лидера который сможет навести порядок (звучит знакомо-то как) и не так уж и плакал от потери этих свобод (по крайней мере в своей массе, и даже из тех кто плакал, многие просто предпочли бы сами быть у руля, а по сути не возражали). в этом смысле, Гитлер был безусловно переход, но не революционный, а логичный и ожидаемый (и даже желаемый народом).

[identity profile] crusoe.livejournal.com 2008-06-05 08:35 pm (UTC)(link)
Но ведь Гитлера не выбрало уверенное большинство народа. Он взял (ноябрь 1932) 33,1% - 196 мест, социал-демократы - 121, коммунисты - 100, образовалось невнятная коалиция, потом - силою политической закулисной интриги - стал канцлером. Тут и началась революция, вернее - государственный переворот. 27 февраля: пожар рейстага, декрет Гинденбурга о чрезвычайном положении (статья 48 Веймарской конституции), мартовские выборы, снова коалиция, у нацистов нет двух третей и так далее, вплоть до 23 марта - со скрипом прошедший чрезвычайный акт и конец Веймара. То есть Гитлер совершил рывок к абсолютной власти в краткий период от 27 февраля до 23 марта - месяц. Опять же, я не пытаюсь доказать - вот, революция; доказательств таких быть не может, тут важно субъективное ощущение скорости перемен. И на то были основания - даже у какой-то части германцев.

[identity profile] yyi.livejournal.com 2008-06-05 09:06 pm (UTC)(link)
это на много больше чем все другие партии. причем обратите внимание на то какие. плюс, я действительно под впечатление Хайека (писавшего в 44м году) о том как естественно было жаждать сильного лидера и как Германия пошла по этому естественному пути. настоящих либералов (в исконном смысле, который уже Хайеку в его 44м приходится отбивать от левых) практически там похоже и не было. скажем так: за усиление правительства в 33м голосовало большинство в 83% (там уже правда было intimidation и пр. но я думаю что в другой атмосфере в народе, вполне можно было бы устоять, и в Вашей интерпретации - это уже в результате революции). но во многом соглашаясь, я напираю на то что все партии выступали за определяющую роль государства - просто одни хотели "хорошего царя" а другие ... тоже хорошего но своего. а народ дастали эти распри и они хотели чтобы поезда уже наконец начали во-время ходить, и бардак этот парламентский параллизующий чтоб кончился. и вот вам результат.

в общем, мы кажется оба согласны что обе стороны присутствуют.

[identity profile] idelsong.livejournal.com 2008-06-05 09:56 pm (UTC)(link)
Хочу обратить ваше внимание на время разговора с Тыняновым - 1941 год. Гитлер у власти уже 8 лет.

А он говорит: "происходит революция". Точно так же, надо полагать, он убежден, что в СССР "происходит революция". То есть искреннейшим образом находится в рамках советской доктрины. Вот что удивительно для нас.

[identity profile] yyi.livejournal.com 2008-06-05 10:05 pm (UTC)(link)
да. в этом загадка. по нашим понятиям - революция уже давно закончилась (как и в СССР, если не иметь в виду что линия партии прямая, т.к. каждая точка является точкой перегиба:). но по комментарию Эринбурга его могло волновать тут другое (как, может быть, и про СССР - не знаю) - как могла цивилизованная Германия так пасть (хотя задним числом тогда она еще практически и не начала падать, ну там какие-то мелочи типа Хрустальной ночи, но может и он чувствовал "неаристократичность" Гитлера и его команды, как и в домашнем случае). но это уже мои чистые спекуляции.