Entry tags:
Почти про это
В этой теме,
и личной
и мелкой,
перепетой не раз
и не пять,
и хочу кружиться опять.
…
Эта тема пришла,
остальные оттерла
и одна
безраздельно стала близка.
Эта тема ножом подступила к горлу.
Молотобоец!
От сердца к вискам.
Эта тема день истемнила, в темень
колотись - велела – рабочий люд.
Имя
этой
теме:
……. !
Верблюд. Киплинг в своих сказках совершенно точно заметил, что из всех домашних животных кошка и верблюд выделяются своим индивидуализмом. И, конечно, никто бы никогда не стал бы разводить такое несимпатичное животное, как верблюд, не имей оно исключительных, ни с кем не сравнимых возможностей выживания и работы в экстремальных условиях.
Когда жарко, пойкилотермному (то есть поддерживающему постоянную температуру тела) животному надо охлаждаться. Если температура воздуха все же ниже температуры тела, достаточно размахивать какими-нибудь частями тела, богатыми кровеносными сосудами и не покрытыми шерстью. Желательно, плоскими. Например, ушами. Поэтому лисы и ежики в пустыне – с большими ушами.
Но, если температура выше температуры тела, а возможности отсидеться в норе нет, – делать нечего, надо потеть. А потеть в пустыне, как мы знаем из личного опыта – дорогостоящее в смысле расхода воды удовольствие.
Что делает верблюд? Во-первых, почти не потеет. Ну, и соответственно, температура может повышаться. У верблюда в течение суток температура может колебаться от 35 до 43 оС. И ничего.
Самая чувствительная к перемене температуры часть тела – это мозг (владельцы компьютеров знают). И не только чувствительная, но и энергоемкая. У человека мозг потребляет 20% кислорода (а весит только 2%). Поэтому, хочешь не хочешь, а мозг все-таки желательно охлаждать.
Чтобы избирательно охлаждать, верблюд использует удивительное устройство. По-английски называется carotid rete. Rete – сетка, как ретина, ретикулум. Carotid – сонная артерия. То есть по-русски это – «сеть сонной артерии», что ли… Это вот что такое: в какой-то момент сонная артерия разделяется на мелкие сосудики, которые образуют сложную сеть. И в эту же сеть вплетаются, не соединяясь, такие же мелкие сосудики, несущие кровь из носа. В носу влажно, хорошо управляемая вентиляция, поэтому испарение воды происходит очень эффективно. Соответственно, кровь оттуда идет сильно охлажденная. Встречается в нашем теплообменнике с кровью сонных артерий и столь же эффективно охлаждает ее. А потом – мелкие сосудики собираются опять в большие сосуды, и кровь как ни в чем не бывало продолжает свой путь – из сонной артерии – к мозгу, а из носа – к сердцу (см. картинку).
Справедливости ради надо сказать, что такая система встречается не только у вербдюдов. А еще у парнокопытных и почему-то у кошачьих. Но только верблюд, похоже, использует ее для охлаждения мозга на полную катушку.
Тем самым, как ни экономь воду, она постепенно все-таки расходуется. Другие бы давно обезводились. Верблюду тоже приходится несладко. Чтобы отдать воду тем частям тела, которые в ней особенно нуждаются, он сильно уменьшает количество воды в крови. Кровь становится очень вязкой. У любого другого зверя красные кровяные клетки – эритроциты – застряли бы в мелких сосудах. А у верблюда специальные, эллиптической формы – не застревают. Он забирает из крови все белки, которые бы не выдержали подобных условий. И оставляет только те, уникальные для верблюда, которые все выдержат. Верблюжьи антитела, например, устроены совсем не так, как у всех (в нормальной жизни у него есть и обычные), а буквально выдерживают кипячение.
Верблюжий помет настолько сухой, что его сразу можно жечь. Верблюжья моча имеет консистенцию густого сиропа и соленость в два раза больше, чем в морской воде. Когда ешь траву, надо очень много слюны. Так что с некоторого момента верблюд почти перестает есть. Источник энергии при этом – жир из горба. И. кстати, воды. При окислении 1 кг жира образуется 1 л воды. Не густо, но все же что-то.
Верблюд может обезводиться настолько, что его вес уменьшится на 25%!
А потом, когда добирается до воды, он начинает пить. Может выпить несколько десятков литров за несколько минут. Теперь понимаете самопожертвование Ривки.
Вес в течение нескольких часов полностью восстанавливается. То есть это все была вода! Выпитая вода быстро попадает в кровь (хотя и не так быстро, как у других – специально сделано, чтобы помедленнее). Но все же, при таком быстром изменении солевой среды, у любого нормального животного эритроциты бы полопались (за счет того, что вода в них входит быстро, а соли выходят довольно медленно). А у верблюда - ничего. Увеличиваются в объеме в 3.5 раза, но не лопаются.
В общем, очень крутой экстрим.
no subject
no subject
no subject
Гармония мира не знает границ (С)...
no subject
no subject
морскую воду
Есть ли растения, кроме мангровых, способные жить в морской воде?
Re: морскую воду
http://en.wikipedia.org/wiki/Bactrian_Camel
In general, the water in the Eastern Province would be considered unfit for drinking according to the American sanitary codes which considered 500 parts per million of salt as the absolute maximum that should be found in drinking water. In Arabia, water with 1,000 parts per million was regarded as practically rain water. We commonly drank water with as much as 3,000 parts per million; at one well, we saw some small Bedouin boys drinking water that was later analyzed at 10,000 parts per million. Seawater is slightly more than 30,000 parts per million, so these young men were drinking water that was a third as salty as seawater. When confronted with a well too bitter to drink, the Bedu let the camels drink it and then they drank camel's milk. Among its many attributes, the camel also acted as a walking still.
http://www.saudicaves.com/blue/Outnblue.htm