В защиту униженного графа
Через несколько дней исполнится 100 лет со дня смерти Льва Толстого. Удивительно, что прошло так мало.
В моей ленте пока об этом написал только уважаемый clear_text, сначала в виде издевательской пародии на уход Толстого из дома, а затем, видимо испугавшись, добавил еще один пост: мол, немцы переводят "Анну Каренину" уже 21 раз, а значит, это великий писатель и великий роман.
Комменты к постам жгут не меньше самого тезиса:
• Подозреваю, что стиль Толстого выигрывает в переводе, потому что хуже написанного текста быть не может.
• Граф был графоманом, описывал ста словами то, что можно описать десятью.
• Я много раз честно пытался читать это унылое …, но так и не осилил. Кого сегодня волнуют страдания барыни, убежавшей к любовнику?
Неважно, что об идиотизме авторов по крайней мере двух из трёх приведенных комментов я знал и раньше. Поведение идиотов - так называемое "общественное бессознательное" - тоже требует анализа. Факт остаётся фактом: Толстой вызывает у многих жгучую ненависть. Ни Чехов, ни Достоевский не удостаиваются столь сильных чувств.
Только про одну книгу массовые читатели позволяют себе высказываться столь же безапелляционно - про Библию. И в этом, мне кажется, и источник отношения. Толстой - не просто знаменитый писатель. Он в первую очередь - основатель особого религиозного движения, чтобы не сказать - новой религии.
Это движение в свое время было чрезвычайно популярно. В 1917 г. называли себя толстовцами десятки тысяч людей - количество, вполне сравнимое с большевиками. Если бы не горячее нежелание Толстого оформить движение и превратиться в официального гуру новой секты - а именно так к нему относился православный истеблишмент - толстовство еще при его жизни собрало бы миллионы. Последние толстовские сельскохозяйственные коммуны в России дожили до 1938 г. Прибавьте к этому десятки тысяч духоборов и сотни тысяч молокан, взгляды которых тоже эволюционировали в сторону толстовства.
Популярность толстовства связана с тем, что оно затрагивает чрезвычайно важные струны русского национального характера: анархизм; анти-театральность; нелюбовь к обрядам и ритуалам; пресловутое терпение.
Большевики, кстати, позаимствовали из толстовства некоторые элементы: ни мира ни войны, а армию распустить; отсутствие погон. "Мать" Горького, кстати, совершенно толстовская книга; если бы мы не знали, что она о революционерах, мы бы не поняли этого:
В поведении его явилось много мелочей, обращавших на себя ее внимание: он бросил щегольство, стал больше заботиться о чистоте тела и платья, двигался свободнее, ловчей и, становясь наружно проще, мягче, возбуждал у матери тревожное внимание. И в отношении к матери было что-то новое: он иногда подметал пол в комнате, сам убирал по праздникам свою постель, вообще старался облегчить ее труд. Никто в слободе не делал этого.
Большевистская критика, начиная с Ленина, говорила о двух ликах Толстого: гениального художника и заблуждавшегося мыслителя. Странное, очень характерное для большевиков, разделение цельного явления.
Конечно, мировоззрение Толстого времен "Войны и мира" или "Анны Карениной" несколько отличается от более позднего периода. Но, несмотря на это, оба романа - религиозные произведения. Причем не в таком смысле, как романы Достоевского, не романы "с религиозной составляющей". Оба романа вполне могли вы стать священными книгами новой толстовской религии.
Подробный (и очень интересный) разбор "Анны Карениной" можно прочитать у Натальи Воронцовой-Юрьевой. Я не очень люблю эту юзершу, но в данном случае во многом соглашусь с ее выводами: роман не об Анне Карениной. Добавлю: это религиозный роман о семейных ценностях.
Точно так же, "Война и мир" - это роман о Божественном управлении историей.
Положительные герои "Войны и мира" - те, кто не мешает Всевышнему управлять миром и не привносят отсебятины в естественный ход событий. Мир может быть всей русской армией, как у Кутузова, артиллерийской батареей, как у капитана Тушина, или семьей у княжны Марьи и Наташи Ростовой.
Вполне можно представить себе альтернативную историю, в которой не большевики, а последователи Толстого составили бы ядро, вокруг которого сформировалась бы Россия 20 века. Вроде квакеров, сформировавших Америку. Неверно, кстати, что они не смогли бы за себя постоять. Не хуже толстовцев фельдмаршала Кутузова и капитана Тушина.
Отметим в скобках, что толстовство, хотя и было связано с христианством, не включает в себя никаких специфически христианских элементов. Основатели толстовских кибуцов, конечно, не были религиозными евреями, но и христианами никоим образом не были.
Это именно то, что чувствуют нелюбители Толстого и что заставляет их испытывать по отношению к умершему 100 лет назад графу столь сильные чувства.
no subject
про ненависть к Толстому - интересно. Ахматова называла его "мусорный старик".
я лично никакой ненависти и никогда не испытывала, а АК вообще .. наизусть многие страницы. уж больно вкусно написано.
а ты читал - на мой взгляд самый лучший "компаньон" к АК - лекции Набокова? т.е. длинная статья-лекция по АК в этой книжке. умоляю, если не читал, прочти скорее. написано по-английски.
no subject
no subject
прочту, спасибо.
я не выдержала и посмотрела комменты.
ну - один из них неизвестный мне юзер беленький - теперь будет известным. другой - хорошо известный и забаненый давно у меня трурль -что с него взять!
но третий упоминаемый тобой юзер - не тривиальный дурак, а довольно интересный эпатер.
он ничего не говорит всерьез, а внизу в треде там у него довольно изящная пародия.
я сначала думала что это сам Текст так развлекается, потом решила что это его сын от морганатического романа пишет из соседней комнаты, а мое последнее мнение - что это какой-то пелевиноид из относительно молодых.
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
Да чего там глубоко копать - возьмите эту злосчастную косточку. Мамочка сливы считала... Это же надо, какая гадкая тетка. А отец - подлец строит ребенку ловушку... И это можно читать детям?
no subject
no subject
no subject
В романах-повестях язык "ведёт" и управлять героями достаточно сложно, автор увлекается и его тащит по дорожкам, о которых он и не думал никогда.
То, что Толстой не любит женщин и стыдится своей собственной зависимости от них, очевидно из его текстов. Но (по моему впечатлению) он никого не любит, мизантропия диктует, т.е., вариант "я не националист, я всех одинаково ненавижу" :))
Я чего встрял в учёную беседу - с пол-года назад с подачи френда перечитал (впервые после школы) Войну и Мир. Это оказалось ошеломительным открытием. В русской прозе я человека умнее Толстого не знаю. Другим открытием оказалась интонация откровенной неприязни, с которой описываются все до одного герои.
В Анне Карениной (которую я тоже года 3 назад последний раз читал) не удивило, пожалуй, поразила брезгливость, с которой описывалась казалось бы совершенно положительная Долли. Но о В&М у меня оставались подростковые воспоминания, я ж помню, как все девочки класса были влюблены в Болконского - и какой же там сегодняшними глазами пренеприятнейший человек, бррррр. И остальные не симпатичнее.
Как так можно писать - не представляю. Но умница же. Гениальная умница, несмотря на. :))
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
Мне кажется, что не надо искать черную кошку там, где ее нет. Есть люди которым данный писатель может просто сильно не нравиться. И не последнюю роль играет то, что Л.Н. заставляют читать в школе, когда большинство ребятишек еще не готовы читать его книги, а еще надо писать гору сочинений...Не удивительно, что после такого насилия его не любят.
Как бы то ни было, могу говорить только за себя, а я не люблю Льва Николаевича, еще с той поры, когда все религиозные идеи и прочее были глубоко по барабану. Отчасти за "многа букф". Великий писатель - не вопрос. Но вот не люблю.
no subject
Да, Толстого я люблю, но в данном случае обижаться за него не вижу причины.
no subject
Что касается элементов христианства, это вопрос другой: христианство бывает разное, христиане ли квакеры? Но, в сущности, это можно не обсуждать.
no subject
"В чем моя вера?", "Исповедь" на фоне нынешней государственной поповщины очень современные вещи. А о толстовских кибуцах конечно интересная тема. Хотя бы то, насколько они были "толстовскими"? "Графа" вообще тяжело упаковать в какую-то схему.
no subject
Название поста - аллюзия на книгу "Кузари" с подзаголовком "в защиту униженной веры".
no subject
Только я не понимаю, почему моя не любовь к Толстому должна кого-то задевать, в том числе и самого Л. Толстого.
А к Чехова никто не поносит, потому что Чехов - гений и его рассказы читать по кайфу.
no subject
ВиМ,действительно, the greatest book учазая неусскаго читателя, кстати, единству человечества.
Только вчера имел беседу на тему, лтчего "интеллигентные русские" так не любят Т-ого.
Читаю его сейчас,с перерывами, по-англ. - очень!
no subject
no subject
Впрочем, поскольку мне всегда нравились Гоголь и Достоевский, это вполне логично. :)
no subject
no subject
Особенно у тех, кто не любит Толстого.
"Эссэ" Воронцовой_Юрьевой очень показательно: забавно наблюдать, как автор истерически ревнует к литературному персонажу и облегчает тем самым собственный диагноз.)
no subject
В круг обязательного "русскоязычного" чтения, считаю, входить должен.
Если бы преподавала литературу, то толстовское творчество было бы у меня одним из образов для разбора ситуации "как художник пытается подчинить свой великий дар идеологии, а дар сопротивляется ... с переменным успехом".
Ну, и про религию соглашусь, пожалуй.
Сам же граф, как личность, мне глубоко и активно неприятен.
no subject
А что там у Толстого было насчет погон?
no subject
http://www.klassika.ru/read.html?proza/tolstoj/wozzwanie.txt&page=12
no subject
no subject
Что касается "плохой писатель"... ну, как парафраз "вижу и не понимаю" годится, конечно. Хотя негоже выдавать нужду за добродетель.