(no subject)
Донесение гр. П. А. Румянцева чрез коллегию иностранных дел имп. Екатерине II о разорении гайдамаками Умани и Палеева Озера, истреблении поляков и жидов, нападении на Балту и проч. и принятых им поэтому мерах.
июля 3 дня. № 678.
Реляция в иностранных дел коллегию.
Доносил я вашему императорскому величеству всеподданнейшею реляциею, прошедкого июня от 23 числа, каковы по лучшему моему разумению восприняты меры к истреблению разбойнических партий, которые, при нынешнем смятении в Польше, лютые безчеловечия производят; но от времени еще более прибавляться стало о их злодействе уведомление.
Я подношу при сем в копии вчера полученный репорт с приложением козловского пехотного полку от полковника Корфа, что сих гайдамак умножившеесь число, под именем запорожских козаков, не только два польские местечка Умань и Палеево Озеро разорили, умертвив в оных до несколько тысяч поляков и жидов, но и турецкой области в местечке Балте нападением на оное ушедших от их мучений жидов и поляков убили, сражавшись с турками давшими им убежище.
Всего больше, что сии злодеи, как в Польше, так и в пограничных местах турецких, при таковых случаях объявляют, что они посланы и все делают по указу вашего императорского величества, чем подвергнули татар к приуготовлениям с своей стороны, которые уже над подданными вашего императорского величества, крепости св, Елисаветы купцами, и начали производить свои мщения, разграбив некоторых и одного подстрелив. О таковых обстоятельствах я тотчас уведомлениями господина генерал-аншефа и киевского генерал-губернатора Воейкова подал ему советы, что как на его возложена пограничная вся корреспонденция, то бы он немедленно предварил сообщениями своими, кого он знает, что дерзнувшие причинять нападения в турецкой области суть своевольные разбойники, а ваше императорское величество высочайшими повелениями в том нимало не участвуете, и потому с ними поступаемо-б было так, как с злодеями покусившимись от себя на таковые наглости, а равномерно ко истреблению оных и от вашего величества взяты потребные меры. И поелику сии все разбойники называются запорожцами, а притом и в репорте прилагаемом майора Вульфа находится, что в гарду запорожский писарь Быстрицкий объявил, что от Сечи команды посланы в Умань, так я отправленным теперь же курьером потребовал от кошевого атамана Калнишевского (не думая, чтоб ему даны были повеления о поисках каковых либо, о коих-бы мне для ведома не предложено, яко несущему должность, по воле вашего императорского величества, охранения целости и безопасности в сих местах империи вашего величества границ) ответа; как и для чего команда от Сечи послана в Умань, и чтоб он восприял строжайшие меры к истреблению разбойников, производящих наглости в Польше и по границе турецкой, и уведомил-бы, с запорожских-ли оные козаков. Содержащим-же команду по форпостам найвящше подтвердил о наблюдении, чтоб сии разбойнические партии не могли пробираться в Польшу чрез новороссийскую губернию обыкновенною себе дорогою. Хотя средствами сими, мне кажется, удобно утушить малые искры в начале их рождения, могущия иногда возжечь пламя великого неспокойства, но поелику дикость сих народов нам пограничных заставляют и в самом лучшем времени мирном взирать на их недреманным оком и мало надеяться на их благорассуждение, я не могу обойтиться, чтоб и при сем не возобновить моей всеподданнейшей просьбы о снабдении меня, на нынешния обстоятельства и последствия их быть могущая, полным высочайшим вашего императорского величества повелением. — Подпись.
Екатерина заявила туркам, что разбойники-гайдамаки не имеют к ней отношения. Более того, по ее приказу генерал Кречетников захватил руководителей гайдамаков. Русских подданных, как Железняка י"ש, сослали в Нерчинск (по дороге в Белгороде он бежал, но был пойман, дальше следы его теряются. А польских подданных в числе 864 человек, включая Гонту י"ש, выдала полякам, и те казнили их лютой казнью.
Но турок такие извинения не удовлетворили. Вот турецкая нота, врученная 14 сентября 1768 г. русскому послу Обрезкову (Соловьев):
Польша долженствовала быть вольною державою, но она угнетена войском, жители ее сильно изнуряются и бесчеловечно умерщвляются. На Днестре потоплены барки, принадлежащие подданным Порты. Балта и Дубоссары разграблены, и в них множество турок побито. Киевский губернатор вместо удовлетворения гордо отвечал хану, что все сделано гайдамаками, тогда как подлинно известно, что все сделано русскими подданными. Ты уверил, что войска из Польши будут выведены, но они и теперь там. Ты заявил, что их в Польше не более 7000 и без артиллерии, а теперь их там больше 20000 и с пушками. Поэтому ты, изменник, отвечай в двух словах: обязываешься ли, что все войска из Польши выведутся, или хочешь видеть войну?
Обе страны были совершенно не готовы к войне, но, как известно, война закончилась головокружительной победой России. По Кучук-Кайнадржийскому договору Россия получила выход к Черному морю (между Днепром и Бугом), Керчь и Кабарду. Крым был объявлен независимым от Турции, а орда Едисан, кочевавшая между Бугом и Днестром (на ее территории и находилась Балта) – зависимым от Крыма.
Непосредственным следствием победы явилось расформирование Запорожской Сечи.